Хошимин — Ханой. 1800 километров свободы.

Личный опыт

Моя история берёт своё начало в 2013 году, когда я впервые оказался во Вьетнаме в качестве простого «чемоданного» туриста. В то время, весь мой интерес к заграничным поездкам ограничивался такими вещами как вкусная еда, просторный номер, белоснежный пляж и конечно же шопинг, но та самая поездка, стала своего рода переломным моментом, открывшим для меня бескрайний мир путешествий и тягу к освоению нового.

Тот отпуск я провёл в Нячанге, который я, надо сказать, и по сей день считаю лучшим курортом Вьетнама. И именно там, я впервые ощутил всю прелесть передвижения на двухколёсном транспорте. Дни на пролёт я проводил за рулём арендованного скутера, колесил по всей округе, наслаждался дикими пляжами и красивыми видами Южного Вьетнама. Повидал огромное множество достопримечательностей провинции Кханьхоа, ездил на водопады и пил чай в аутентичных кафе местных деревень. В те дни, мой взгляд на курортный отдых плавно и бескомпромиссно начал менять свой вектор направленности и на смену привычному комфорту пришли длительные поездки, затекающая поясница, солнечные ожоги, километры пыльных дорог и масса незабываемых впечатлений от общения с «нематериальным» миром.

По возвращению домой, меня не оставляла мысль об ещё одной, «настоящей» поездке во Вьетнам, а на сердце лежал тяжкий груз недосказанности. В довесок ко всему, книга «Мутные воды Меконга», прочтённая что называется взахлёб, сделала своё дело, подтолкнув меня к мысли о путешествии через всю страну верхом на «железном коне». Так в сентябре 2013 года я чётко решил для себя: однажды, я проделаю этот «трюк».

Подготовка к путешествию

На протяжении следующих лет, я продолжил путешествия в «новом формате», посетил несколько стран Европы и ЮВА, бродил по просторам Древнего Ангкора, ночевал в соломенном бунгало в Сиануквиле, терялся в бетонных джуглях Бангкока, вдыхал горный воздух на чайных плантациях Нувара-Элии, наслаждался одиночеством в центре вечернего Хельсинки и пугался цен в магазинах Стокгольма.

И вот, в мае 2016 года я решил вновь вернуться во Вьетнам, на этот раз с грандиозными намерениями. Осталось лишь подготовиться.

Любое путешествие начинается с первого шага по трапу самолёта, в моём случае это был Боинг-737 компании Qatar Airways следовавший по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Доха — Хошимин. Чуть более 14 часов в воздухе и 5 часов на пересадках в оба конца обошлись мне в 29 тысяч рублей, которые я без раздумья оплатил найдя подходящий вариант на агрегаторе Skyscanner. Так же, я приобрёл билет на внутренний рейс Ханой — Хошимин, потратив ещё 100 долларов. Груз с плеч — заветные билеты распечатаны и мозолят глаза в ожидании своего часа.

• Основной аспект мотопутешествия — собственно то, на чём ты будешь передвигаться. Здесь я решил опираться на опыт бывалых путешественников. Мне требовался настоящий мотоцикл, с багажником для походного рюкзака, с экономным расходом топлива, простой в обслуживании, стабильный, проходимый и в то же время бюджетный. Всем этим требованиям отвечает мотоцикл Honda Win, обитающий на территории стран ЮВА в огромном количестве. Прочесав просторы интернета я начал составлять список расходов, первое место в котором, заняла затрата на приобретение подержанной Хонды за 200-300 долларов США.
  • С жильём, в моём случае, вопрос обстоит просто. Я выбираю, как правило, гестхаусы стоимостью 10 долларов за сутки. Математика проста, 31 день путешествия отнимает у меня 310 долларов. Ещё один пункт готов.
  • На протяжении нескольких лет я придерживаюсь веганского образа жизни, поэтому затраты на различные мясные деликатесы и морепродукты которыми так славится Вьетнам отпадают. Овощи, фрукты и зерновые культуры стоят сущие копейки, следовательно, 500 долларов с моим режимом питания хватит сполна.

В итоге, стоимость месячного пребывания на территории Вьетнама обойдётся мне примерно в 1100 долларов плюс различные бытовые расходы, бензин, гигиенические принадлежности и так далее. На тот момент, сумма моих сбережений составляла 1600 долларов, с которыми я и ступил на трап самолёта.

Прибытие в Хошимин

Гражданам РФ, пребывающим во Вьетнам на срок до 15 дней оформление визы не требуется. В моих же планах, было добраться за две недели до Центрального Вьетнама, откуда совершить небольшую вылазку в Лаос, с целью посетить Вентьян, а заодно осуществить необходимый визаран (способ продления визы, путём пересечения границы и возврата назад). Исходя из ситуации, у меня состоялся следующий диалог с работником таможенной службы:

— На сколько дней прилетел?

— Две недели.

— Покажи обратные билеты на самолёт.

— У меня нет обратных билетов на самолёт, потому что через две недели я отправляюсь на автобусе в Камбоджу (маршрут Вьетнам — Камбоджа — Таиланд пользуется у путешественников огромной популярностью, поэтому, во избежание лишних вопросов, упомянул именно его).

— Окей, проходи.

Пропихиваюсь сквозь толпу разгорячённых таксистов, и прыгаю в шатл-бас, который примерно за 1 доллар доставляет меня в самый центр города, на улицу Фам-Нгу-Лао. Я в Хошимине.

Идеальный мегаполис

Я бывал в крупнейших городах стран ЮВА, бывал в Пномпене, Бангкоке, Коломбо, и все они казались мне настоящим чревом ада. Раскалённый асфальт, выхлопные газы, суета и шум 24 на 7 вызывали у меня головную боль и отвращение. Хошимин не такой. Помимо всех атрибутов мегаполиса, ему, так же, присущ какой-то особенный шарм. Стеклянные высотки чередуются с зелёными скверами, где спрятавшись от жары можно насладиться пением птиц или заняться спортом на тренажёрной площадке. Вечером можно углубиться в окрестности Фам-Нгу-Лао и провести время в одном из многочисленных ресторанов. Можно подняться на финансовую башню Bitexco и полюбоваться видом на ночной город. В выходной день будет довольно занятно прогуляться к памятнику Хошимина — излюбленному месту вьетнамцев в тёмное время суток. Ну а сколько здесь различных памятников, музеев, выставок, рынков и тому подобного — не счесть и вовсе.

Хошимин

Покупка мотоцикла

Разместившись в одном из бюджетных гестхаусов между Фам-Нгу-Лао и Буи Вьен, я решил не терять времени зря и тут же отправился на поиски мотоцикла. Купить мотоцикл во Вьетнаме — примерно тоже самое что сходить за хлебом в России и уже через час я стал счастливым обладателем старенькой Honda Win CC-100 за 250 долларов. Продавец нашёлся тут же, можно сказать прям за углом, на улице Буи Вьен, но ради оценки ситуации на моторынке я побродил по соседним улицам, после чего сделал окончательный выбор. За 250 долларов я получил мотоцикл, блю-кард (ПТС), шлем, багажник для рюкзака и «курс молодного бойца», так как до этого момента я вообще не представлял что такое езда на мотоцикле с механической коробкой передач.

Из Хошимина в Муйне

Я пробыл в Хошимине ещё два дня, набрался опыта в общении с «железным конём», посетил музей жертв войны, отправил открытки на родину с главного почтового отделения, полюбовался огнями ночного города и отведал целое множество интересных веганских блюд. Пора двигаться дальше. Ввожу на смартфоне в Google Maps следующий пункт назначения — деревня Муйне. Навигатор показывает чуть больше 200 километров и я отправляюсь в путь.

Дорога в Муйне

Азиатский трафик — особенная стихия, тем более ранним утром, на выезде из города, когда многотонные фуры, автобусы, автомобили, разношёрстные байки и строительная техника сливаются в адский водоворот извергающий клубы дыма и режущий слух набор звуков. Именно в эту стихию я и окунулся.

Первые неприятности ожидали меня уже спустя полчаса. Платные трассы, по которым, в том числе, пролегал мой маршрут, не доступны для двухколёсного транспорта. Найдя объездной путь, я прибавил к своему километражу аж 50 лишних километров и спустя 6 часов прибыл в Муйне.
Processed with VSCO with hb2 preset

Русская деревня

Именно так зовётся в простонародье эта маленькая деревушка близ города Фантьет. Множество русских магазинов, баров, клубов, СПА-салонов и довольно многочисленное комьюнити наших соотечественников за многие годы пребывания, сыграли свою роль на статусе деревни и на данный момент, Муйне является наиболее крупным поселением русских экспатов во Вьетнаме. И надо сказать, эту деревушку я внёс в свой маршрут не с проста, ведь именно здесь, на протяжении двух лет, живут мои знакомые из России.

Муйне — одно из лучших мест во Вьетнаме для занятий кайт-сёрфингом. Особого обилия достопримечательностей здесь не наблюдается, за исключением пары-тойки мест в ближайших окрестностях. Деревушка хорошо подходит для размеренного отдыха, поэтому я решил задержаться здесь на 4 дня, повидаться с друзьями, насладиться морем и двигаться дальше.

Муйне

Смена планов

Всё что ни делается — всё к лучшему. Уж не знаю, если бы не друзья, отговорившие меня от визарана в Лаос, какой бы облик могло принять долгожданное путешествие. Дело в том, что наиболее короткий маршрут из Вьетнама в Вентьян, столицу Лаоса, пролегает через довольно сложный горный перевал расположенный к северу от города Винь, и со слов опытных экспатов, самостоятельное путешествие на мотоцикле через столь опасный участок — чуть ли не смертный приговор. Так или иначе, меня отговорили от подобной затеи и я начал искать альтернативные варианты продления визы.

Продление визы

Решение проблемы нашлось практически сразу. Как-то раз, проезжая мимо одного из многочисленных туристических офисов, я заметил вывеску Visa Extension (продление визы) и решил поинтересоваться тонкостями данной услуги.

— Здравствуйте, Вы предоставляете услугу продления визы?

— Здравствуйте, да, если Вы являетесь гражданином России, продление визы ещё на 15 дней будет стоить 30 долларов.

— Отлично! Сколько времени займёт данная процедура?

— Нам необходимо отправить Ваш паспорт в Хошимин, где в миграционной службе Вам поставят новый штамп. Через неделю Вы сможете забрать свой паспорт с новой визой.

Повисла пауза. В мои планы не входило оставаться в Муйне на целую неделю.

— Простите, но нельзя ли осуществить операцию быстрее, ведь до Хошимина всего 200 километров? На днях я планирую поездку в Нячанг, а затем дальше на север.

— В таком случае, мы можем выслать Ваш паспорт транспортной службой в Нячанг.

Опять пауза. Отдать загранпаспорт в руки незнакомым людям и уехать в другой город? Или перестраховаться и зависнуть в Муйне ещё на неделю. Ну уж нет. Любовь к авантюрам перевесила чашу весов в пользу первого варианта и я заплатив 30 долларов, обменявшись адресами электронной почты и добавив работника офиса в друзья на Facebook двинулся дальше. Я давно мечтал об этом путешествии и ничто не сможет мне помешать.

Нячанг

На следующее утро после визита в туристический офис, я собрал рюкзак, закрепил его верёвками к креплению над задним колесом, махнул рукой хозяину гестхауса и под накрапывающий дождик умчался в южном направлении. Дорога заняла чуть менее 4 часов.

Дорога в Нячанг

Нячанг прекрасен. И за время моего отсутствия после первого визита во Вьетнам он стал ещё более привлекательным. Променадные аллеи времён французской колонизации, красивые отели, просторный пляж, уютная Нячангская бухта, миллиарды огней и вездесущая зелень кажется приумножились в несколько раз и манят ещё сильнее. Ностальгия просит задержаться здесь наподольше, но жажда приключений толкает вперёд. Так или иначе, здесь я вынужден задержаться на 6 дней, до получения паспорта с продлённой визой.
Нячанг

Мой распорядок дня прост: утренняя пробежка, купание в море, завтрак, посещение уже знакомых достопримечательностей, обед, отдых в номере гестхауса, вечерняя пробежка, поход на массаж, ужин, прогулка и сон. Так пролетают 5 дней. За это время я посетил водопады Ба Хо, принял грязевые ванны на источниках Тхап Ба, сплавал на остров обезьян и поднялся на гору Белого Будды. На шестой день мне пришло письмо с адресом транспортной службы, где я и получил свой паспорт с долгожданной визой. Можно ехать дальше.
Продленная виза

Дорога до Дананга. Ещё раз? Ни за что!

Мой следующий пункт назначения — Дананг, город в центральном Вьетнаме, отделённый от Нячанга 520 километрами асфальта. Это самая длительная переправа в моём путевом листе и я был готов к тому, что дорога меня утомит. На деле, всё оказалось ещё хуже.

Весь маршрут пролегает по прибрежной полосе. Здесь встречаются скалистые утёсы, обрывы с потрясающими видами, серпантины, и узкие однополосные дороги. Это безумно красивый маршрут, но в то же время безумно опасный и утомительный. Множество грузовиков, пассажирские автобусы и машины сбрасывают скорость на опасных участках до 10 километров в час, при этом извергают прямо в лицо облака копоти и пыли.

Дорога в Дананг

Примерно после 300 километров пути у меня начала затекать правая ладонь, всё это время державшая рукоять гашетки и давящая на передний тормоз. Тыльные стороны ладоней, нос и шея обгорели до красна. Поясница ныла от постоянного напряжения. Каждые 20-30 километров приходилось останавливаться и разминать онемевшие конечности. В добавок ко всему пошёл дождь, плавно перерастающий в ливень. Останавливаться нельзя, до захода солнца я должен быть в Дананге.

Финальная часть маршрута выпала на «час пик», а заряд смартфона упал ниже отметки 10%. Под проливным дождём, промокший до нитки, обгоревший, грязный и голодный я въехал в незнакомый мне город. На последнем издыхании бросил взгляд на карту, интуитивно наметил центр города и отправился на поиски жилья. К счастью, поиски длились не долго, и уже через 30 минут я пил кофе в симпатичном номере новенького гестхауса. На следующее утро я встал пораньше, дабы осмотреться в новом для себя месте, одел беговые кроссовки и отправился на пробежку.

Дананг — крупный вьетнамский город. В качестве курорта популярен, в первую очередь, у корейцев, китайцев и японцев. Здесь есть всё что нужно: развитая инфраструктура, муниципальные учреждения всех мастей, рестораны, бары, торговые комплексы, парк развлечений, огромный песчаный пляж и так далее. Через центр города протекает река, над которой нависло целое множество разнообразных мостов в красивой подсветкой. Особого внимания заслуживает Мост Дракона, на котором, по выходным дням проводится огненное шоу. Импровизированный дракон, соединяющий два берега, искрится, переливается и выпускает огромные струи огня прямо на глазах у заворожённой публики. Потрясающее зрелище!

Дананг

Хои Ан

Хои Ан — это небольшой древний город, куда я поехал на следующий день, расположенный примерно в 30 километрах от Дананга, и, пожалуй, основная достопримечательность региона. Это место которое обязательно стоит посетить всем любителям аутентичного азиатского духа! Старые кварталы с малоэтажными зданиями, реки наполненные рыбацкими шхунами, торговки в соломенных шляпах — всё это предстаёт перед глазами как в кино и порой очень трудно сосредоточиться, ведь вокруг сплошной колорит пропитанный духом столетий и истиной атмосферой Вьетнама.

Хюэ

Следующий город на моём пути — Хюэ, место поистине культовое, бывшая столица Вьетнама времён династии Нгуен. Хюэ отделён от Дананга всего 100 километрами, однако, дорога заняла у меня порядка 6 часов. Виной всему, как я полагаю, длительный переезд из Нячанга в Дананг, изрядно сказавшийся на «здоровье» моего «коня». Примерно через 30 километров после старта, на одном из горных перевалов у меня в прямом смысле сломалось заднее колесо. Так как я не сильно разбираюсь в технических тонкостях, я сделал вывод, что из строя вышла втулка, соединяющая колёсный диск с подшипником. Мои догадки оказались верными, когда предприимчивый вьетнамец в одном из горных кафе подтвердил диагноз и вызвался быть моим «техником». Делать нечего, пришлось согласиться на сумму равную примерно 30 долларам и дожидаться вьетнамца с новой втулкой. Так прошло 3 часа. За это время я выпил невероятное количество кофе с местными женщинами, выслушал на ломаном английско-вьетнамском неодобрение факта моего холостятского статуса в возрасте 26 лет, расплатился с вернувшимся «техником» и отправился в путь.

Хюэ произвёл на меня самые благоприятные впечателения. Это довольно крупный город, но в то же время спокойный и тихий.

Дорога в Хюэ

Основная достопримечательность — цитадель Хюэ, расположенная в самом центре города. Кто бывал в камбоджийском Анкгор Вате — поймут меня. Цитадель представляет собой как бы город внутри города. Это огромная крепость, обнесённая высокими стенами и рвами, в настоящее время выступает в роли исторического музея. Здесь присутствуют все атрибуты древней крепостной жизни: буддистские пагоды, театр, дворец, больница, хозблоки, военные сооружения. Каждая из построек служит отдельным музеем, внутри которого, гости могут ознакомиться с тем или иным аспектом жизни династии Нгуен. Интересное место в котором можно провести не один час.
Processed with VSCO with hb2 presetProcessed with VSCO with hb2 preset
С вечерним досугом в Хюэ дела обстоят самым прекрасным образом. Здесь можно найти как шумные тусовочные улицы вроде Фам-Нгу-Лао, так и спокойные, уединённые места. Обилие бюджетных гестхаусов и хостелов, так же, делает Хюэ ещё более привлекательным для молодых путешественников.

Винь

Погуляв по Хюэ полтора дня, я отправился дальше. Следующий город — Винь, расположенный в 360 километрах к северу. И тут не обошлось без приключений.

Примерно на половине пути, среди песчаных пустырей, где на квадратный километр вряд ли наберётся 10 местных жителей, у меня лопнула цепь. Делать нечего. Подобрал цепь и принялся толкать мотоцикл вручную, в надежде что где-нибудь найдётся хоть какая-нибудь мастерская. Спустя примерно километр пути под палящим солнцем, я вышел к холму, на котором располагался, по моему мнению, какой-то цементный завод. Улыбчивый парень с КПП сразу уловил суть моей проблемы и жестами объяснил что нужно пройти ещё примерно километр, после чего свернуть налево под гору к ближайшей деревне. Пешая буксировка мотоцикла — занятие не из самых простых и этот километр показался мне вечностью, прежде чем на горизонте и впрямь появилась мастерская.

Механик оценив ущерб (вылетело 4 звена) тут же принялся за работу и уже минут через 30 натягивал отремонтированную цепь на звезду заднего колеса. Далее произошло следующее. Механик произносит «окей», сигнализируя о том что работа закончена. Я достаю кошелёк и интересуюсь сколько необходимо заплатить за работу. Механик показывает два пальца. «Ага, 200 тысяч донгов (примерно 9 долларов)» – думаю я. Протягиваю купюру в 200 тысяч, на что вьетнамец мотает головой и показывает пальцем вниз. «Ничего не понимаю… 20 тысяч (примерно 90 центов)? Этого не может быть…» Протягиваю купюру. Вьетнамец довольно кивает головой. Тут уже не доволен я.

— Так дело не пойдёт! Ты берёшь слишком мало за столь сложную работу!

Впихиваю вдобавок к 20 ещё 200 тысяч, обнимаю вьетнамца как родного, «седлаю коня» и уношусь прочь.

Прибыв в Винь, заселяюсь в заранее забронированную на Booking гостиницу, коих в городе довольно мало и продолжаю чертыхаться, вспоминая за какие копейки готов работать это деревенский парень.

Про Винь сказать особо нечего. Это крупный промышленный город в котором нет ни одной достопримечательности. Местным здесь хорошо, туристам же — делать совершенно нечего. На следующее утро меня ожидает финальный рывок до Ханоя.

Финиш. Ханой

В тот день выдалась отменная погодка, под стать моему настроению. Мотоцикл работал ровно и примерно 250 километров я нёсся буквально на всех парусах. Затем началась полоса препятствий в виде фур, непонятных развилок и поворотов на подъезде к Ханою, после чего я «ворвался» в город о котором так много читал в книгах.

Впечатления непередаваемые! Вот оно, «Озеро Возращённого Меча», вот мавзолей Хо Ши Мина, вот узкие улочки Олд Тауна, запахи, звуки, всё о чём я так долго мечтал! Я проделал путь на мотоцикле из Хошимина в Ханой, как герои книг, как путешественники чьи рассказы я перечитывал по нескольку раз. У меня тоже получилось!

В довесок к моему приободрённому состоянию, город произвёл на меня неизгладимое впечатление. Ханой ни чуть не уступает Хошимину по степени комфорта и особой вьетнамской атмосфере. Улицы здесь значительно уже, а концентрация различных заведений значительно выше чем в южной столице.

Ханой

Несколько дней я бродил по городу, пил кофе со льдом в местных кофейнях, разглядывал исторические здания, посетил музей Б-52, наворачивал круги вокруг «Озера Возращённого Меча» и пытался свыкнуться с мыслью что путешествие подошло к концу и пора расставаться с полюбившейся мне Honda Win. Но что поделать, это означает лишь то, что приключение действительно удалось на славу. Со скрипящим сердцем я поехал на моторынок, где в обмен на 100 долларов мотоцикл перешёл к другому хозяину.

На столь минорной ноте, я и закончу свой рассказ о незабываемом путешествии по вьетнамским дорогам. Это были потрясающие 1800 километров, которые я не забуду никогда.