4 дня в Израиле: история моей поездки

Личный опыт

Мои первые мысли о посещении Израиля появились еще в 2004 году. Но на тот момент – ни денег, ни знаний относительно того, как спланировать поездку, как получить визу и вообще можно ли обходиться в Израиле без знания еврейского языка – у меня не было. О том, что между Россией и Израилем ведутся переговоры о взаимной отмене виз, я узнал в марте 2008 года из новостных сводок во время стояния в очереди Московского международного банка, рядом с метро Алексеевская в Москве. Но в действительности, я смог осуществить свою первую поездку в Израиль только 31 июня 2015 года, когда уже окончательно понял, что пора бы побывать где-нибудь за границей. О визовых странах я еще не задумывался, так как не верил, что возможно получить визу в Шенген без посредничества турфирмы, а в Израиль виза уже 7 лет, как не требовалась.

Подготовка к поездке: покупка авиабилетов и валюты

Так, 20 июня я собрался и поехал в московский международный аэропорт Шереметьево, чтобы купить билет на прямой рейс из Москвы до Тель-Авива. Жил я на съемной квартире недалеко от станции метро Сокольники в Москве, поэтому добраться до аэропорта Шереметьево проблем не составляло. Всего лишь две пересадки на метро до станции Речной Вокзал, далее на 851 автобусе непосредственно от метро до терминала C в Шереметьево. Приехал в аэропорт. Прошел контроль при входе на первом этаже. Поднялся на второй этаж терминала, подошел к одной из стоек и спросил, где можно купить билет на самолет до Тель-Авива. Мне ответили, что билетная касса находится в терминале D. Благо, что эти терминалы расположены рядом, и у меня не было необходимости ехать на автобусе до другого терминала, как это часто бывает.

Нашел нужную кассу и попросил билет на 31 июня до Тель-Авива прямым рейсом именно из Шереметьево (в Домодедово у меня не было желания ехать, чтобы не запутаться в терминалах этого аэропорта, ведь это был у меня первый в жизни полет на самолете). Кассир нашла мне подходящий рейс с вылетом из Москвы в 19:00 и прибытием в Тель-Авив в 23:50 по местному времени (время совпадает с московским). Билет до Израиля и обратно обошелся мне в 20050 рублей, то есть по 10 000 рублей туда и обратно (с учетом топливного сбора и посредничества билетной кассы – покупка билета через интернет была бы тысячи на две дешевле!). Но на тот момент я этого не знал.

Кассир спросила, хочу ли я купить страховку на время поездки, я ответил, что нет, хотя в правилах на официальном сайте МИД России сказано, что помимо билета должна быть еще и страховка на период пребывания. В действительности же, страховку никто не проверяет ни в России, ни в Израиле. Так, я сэкономил 600 рублей. Купив распечатанный электронный билет, я поехал на станцию метро Третьяковская в банк Центрокредит, чтобы купить израильскую валюту. Шекель на тот момент стоил 14,5 рублей, и я купил 1000 шекелей на 14500 рублей. Мне показалось, что этого будет достаточно на 4 дня поездки. Купюры были разных номиналов.

Кстати, в Израиле желательно расплачиваться маленькими деньгами, в противном случае, высока вероятность обмана при сдаче (у меня такой случай был). Дело в том, что монета в 10 шекелей (то есть 145 – 200 рублей в зависимости от курса) и в 10 агор (1,45 – 2 рубля) – очень похожи, на глаз отличить почти не возможно, если вы не умеете читать по-еврейски. Этим активно пользуются израильские продавцы. Вместо 10 шекелей они вам запросто сдадут монету номиналом в 100 раз ниже, а вернут настоящую только, когда вы докажете продавцу, что он вам сдал не те деньги. С этим нужно быть очень осторожным! Я не рекомендую расплачиваться в магазинах, тем более на рынках, крупными купюрами – желательно вообще расплачиваться везде картой, если это возможно.

Перелёт

Так, 31 июня 2015 года я приехал в аэропорт Шереметьево задолго до посадки в самолет. С распечатанным билетом подошел к выходу номер 45 для регистрации на рейс. Очередь была достаточно длинной, многие сдавали вещи в багаж, я же не стал этого делать, поэтому досмотр моих вещей был немного дольше, чем у других. Получив посадочный талон, я прошел паспортный контроль, затем прошел строгий контроль на рейс. Сотрудники таможни заставили положить все вещи на досмотр, снять рубашку и носки перед проходом через металлоискатель. Затем тщательно осмотрели содержимое карманов и всех вещей, которые были при мне. Минут через 40 я прошел полностью процедуру досмотра, а еще через час прошел на посадку в самолет.

У компании Аэрофлот очень хороший авиапарк. На Тель-Авив дали Боинг-747, названный именем поэта Бунина. Салон самолета сразу понравился, кормили хорошим бесплатным обедом, была возможность смотреть видео и слушать музыку на английском и русском.

Рейс Москва-Тель-Авив

Самолет взлетел точно по расписанию, на радаре салона был виден маршрут полета вплоть до Тель-Авива. Прилетели в аэропорт имени Бен Гуриона вовремя, в 23:50, в третий терминал. После выхода из самолета никакого досмотра вещей не было, нужно было просто получить вкладыш-визу, который дает право находиться в Израиле в течение 90 дней без права на трудоустройство. В зал ожидания удалось пройти без каких-либо проблем. Так как, гостиницу я заранее не бронировал, с 1 июля 00:10 минут просидел в аэропорту до 6:00 утра. Никакого плана действий у меня не было – просто очень хотелось побывать за границей.
Третий этаж третьего терминала Бен Гурион
Зал прилетов аэропорта имени Бен Гуриона

Пляж Тель-Авива

Когда наступило утро, я захотел поехать сначала на пляж Тель-Авива, но не знал, как до него добраться. Возможностей выехать из Бен Гуриона в Тель-Авив и Иерусалим – несколько: можно уехать на такси, на микроавтобусе или на пригородном поезде. Я решил уехать на поезде. Вышел из терминала и пошел по направлению к станции. Билет до Тель-Авива купил за 16 шекелей – без него невозможно пройти через турникет. Поезд подошел минут через пять. Сколько точно нужно было ехать остановок – я не знал. К счастью, рядом со мной сидел выходец из СНГ – он подсказал, что через пять остановок мне нужно будет выходить. Так я и сделал. Выйдя на улицу, я спросил еще у местных израильтян, на каком автобусе быстрее всего добраться до пляжа Тель-Авива, и мне ответили, что на 65 и 63, у них как раз там конечная остановка. Проезд в автобусе обошелся в 6,9 шекелей, то есть примерно 100 рублей, независимо от количества остановок. Поездка длилась минут 15 – не дольше. Так, я впервые в жизни увидел море по-настоящему.

Возле берега моря в Тель-Авиве.

Пляж утром 1 июля был почти пуст. Погода была отличная. Цены на все вполне приемлемые. Все, что я хотел на тот момент – это просто покупаться в море и позагорать. Что я и сделал. Часа через два я проголодался и пошел в ближайший Макдональдс. Цены очень понравились. Обед и стакан кока-колы обошлись мне в 30 шекелей. Любой, даже самый дешевый ресторан, оказался бы дороже.
Пляж Тель-Авива в июле
На пляже 1 июля
Типичная улица в Тель-Авиве

Один из корпусов тель-авивского университета

Поездка в Иерусалим

Так как ограничиваться столицей и пляжем я не захотел, решил побывать хотя бы раз в жизни в Иерусалиме. Как до него добраться, я не знал, но мне постоянно подсказывали русскоговорящие израильтяне. Так, мне сказали, на каком автобусе можно доехать до автостанции на Иерусалим. Поездка на маршрутке обошлась уже в 6,5 шекелей, чуть дешевле, чем на обычном автобусе. На автостанции все, что я смог прочитать на иврите – это надпись на автобусе Йерушалайм, то есть Иерусалим. Я подошел очень вовремя, купил билет у водителя за 18 шекелей, и через 5 минут автобус отравился в Иерусалим. Поездка длилась 50 минут. Дороги в Израиле вообще на высшем уровне, поэтому ехать было одно удовольствие.

По прибытии в город я немного устал, но искать гостиницу не хотел, да и не знал, как это сделать, чтобы не обманули. Так, я решил просто сесть на городской автобус и ездить по Иерусалиму, пока не надоест. Благодаря такой поездке, я неплохо ознакомился с городом всего за 13,8 шекелей, хотя основные достопримечательности я не видел. Также я понял то, что без знания иврита здесь обходиться можно – в Тель-Авиве многие помнят русский, а в Иерусалиме русского языка почти нет, можно общаться только на английском. Со знанием иврита все будут уважать, некоторые запросто примут за израильтянина.

Окраина Иерусалима. Типичные постройки.
Иерусалим. Днем 1 июля 2015 года.

Стандартые жилые дома Иерусалима.

Эйлат

Через несколько часов пребывания в этом прекрасном городе, я не знал, куда ехать дальше и уснул прямо в автобусе. Таким образом, я привлек внимание одной девушки-негритянки, сидящей сзади меня. Она спросила меня на английском, куда мне надо ехать, я ничего лучше не придумал спросонья, как сказать: в Эйлат. Она поверила и пообещала отвести меня на автовокзал, что и сделала через 10 минут. Подвела меня к билетной кассе и ушла. Пришлось действительно уезжать, так как мне нужно было отдохнуть хотя бы в автобусе. Местная гостиница обошлась бы в разы дороже.

На иерусалимском автовокзале. Жду автобус на Эйлат.

Когда я попросил билет до Эйлата, мне ответили, что билетов уже нет в продаже, но, поискав еще немного, кассир все-таки нашел мне место в самом конце автобуса. Билет обошелся в 82 шекеля. Учитывая условия поездки и уровень сервиса, это вполне приемлемая цена. До посадки оставалось несколько часов, и я все время находился на автовокзале, потому что боялся пропустить автобус. Выезжать я должен был в 16:00 по местному времени, а сама поездка до Эйлата длилась почти 5 часов с учетом остановок (город расположен на Красном море, рядом с границей Египта). Автобус пришел точно по расписанию, большинство пассажиров было из США и Европы. Некоторым вообще не достались сидячие места, и они ехали 5 часов стоя.
Стоящие американцы в автобусе на Эйлат
В Израиле темнеет очень рано, и в 20:00 было уже совсем темно, почти как ночью. В 21:10 автобус приехал в Эйлат. Я спросил у прохожих, как пройти к морю, потому что я не знал, куда точно идти. Погуляв 2 часа по пляжу и городу, я понял то, что уже пора найти, где можно нормально отдохнуть и пообедать. Возле местной автостанции ко мне подошла израильтянка и предложила свою квартиру за 200 шекелей за ночь. Этот вариант меня устроил. Все общение было на ломаном английском, но мы друг друга понимали неплохо. Квартира оказалась со всеми удобствами: был душ, телевизор, стиральная машина и удобная кровать. Я был настолько уставшим, что после душа сразу уснул.

После завтрака, в 11:00 утра, я отправился на пляж. Несколько часов загорал и любовался красотами города.

Возвращение домой

Вечером купил билет на автобус до Тель-Авива, стоимостью также 82 шекеля. Выехал поздно, чтобы рано утром приехать в Тель-Авив, потому что знал, что в пятницу с 15:30 начнется «эрэв шабат» (выходной день в Израиле). С вечера пятницы до вечера субботы никакой транспорт, кроме такси, в Израиле не работает. Также не работают магазины и супермаркеты, кроме am-pm.
Возле автобусной остановкиУлица в Тель-Авиве
Заканчивался третий день пребывания в стране. Чтобы не было проблем с посадкой на самолет, я решил приехать в аэропорт имени Бен Гуриона почти за сутки до вылета в Москву. Но получилось, так, что на последний автобус до аэропорта я опоздал на несколько минут, и мне пришлось добираться на такси. Стоимость проезда обошлась мне в 120 шекелей с учетом стоянки при въезде в аэропорт

На контроле возле аэропорта спецслужбы Бен Гуриона остановили машину и попросили мои документы и документы таксиста. Спросили у водителя, говорю ли я по-английски, он ответил, что да. Тогда они попросили меня выйти из машины и отвели на дознание, если это так можно назвать. Вывернули все мои карманы, достали все документы и вещи, которые были при мне, распечатку билета и попросили, чтобы я рассказал о цели прибытия в Израиль, где побывал, когда собираюсь уезжать домой. Сначала сотрудники спецслужб хотели общаться со мной на английском, но так как я недостаточно владею этим языком, они перешли на русский. Я рассказал, что и как было, и они отпустили меня.

До третьего терминала (вылеты в Россию) оставалось доехать еще пару километров. Расплатившись с водителем, я отправился в аэропорт. Время до вылета скоротал, просиживая в интернете и в кафе. Благо, что цены на обеды там показались мне достаточно низкими. По крайней мере, в Шереметьево я бы отдал за такой обед раза в два больше денег, чем в Бен Гурионе, несмотря на курс рубля. Сдавать вещи в багаж я не захотел, хотя возможность такая была. При регистрации на рейс, мне дали список вопросов, на которые нужно было отвечать либо да, либо нет. Когда я сказал, что у меня с собой есть флаконы с жидкостью, купленные в аэропорту, попросили выбросить их в мусор. Что я и сделал.
Выход на паспортный контроль
Таможенный контроль в израильском аэропорту оказался намного серьезнее и строже, чем я предполагал. Сотрудники интересовались мельчайшими подробностями моего пребывания в Израиле, пришлось показывать билеты на все автобусы, видео и фотосъемку, интересовались моей личной жизнью. Естественно, вывернули все карманы, тщательно осмотрели все вещи, которые были при мне. Багаж взять на борт не разрешили. Тем лучше для меня. В общей сложности, допрос длился не менее 30 минут. Я не могу утверждать, что с другими пассажирами также долго общались, как со мной, так как я был первым в очереди. Но в любом случае, таможенный контроль затянулся как минимум на три часа. Вылететь из Израиля намного трудней, чем в него попасть.

На таможне у меня из всех вещей задержали только борсетку, которая почему-то не прошла контроль. Ее обещали отправить следующим рейсом в Москву, как они и сделали. Но найти ее в Lost and Found в Шереметьево было большой проблемой. Поиск ее затянулся на 40 минут. В связи со сложностями на таможенном контроле вылет в Москву затянулся почти на час. Но на обратном пути самолет нагнал время, и 4 июля я прилетел в Шереметьево точно по расписанию, в 21:00 по Москве.